Перестановки в кабинете подогревают девальвационную дискуссию

Перестановки в кабинете подогревают девальвационную дискуссию

КУРСИВъ: На прошлой неделе в Казахстане объявили крупные перестановки в правительстве, количество министерств сократилось с 17 до 12. Наиболее значительным стало создание нового Министерства национальной экономики, объединившего под одной крышей несколько разных агентств и надзорных органов для большей эффективности, а также обновленного Министерства энергетики, после того, как президент Назарбаев заявил, что в энергетическом секторе страны – «хаос», — пишет Гэвин Боуринг, эксперт Financial Times по экономике стран Юго-Восточной Азии.

Боуринг считает, что перестановки, по большому счету, являются контрмерой, направленной на нейтрализацию последствий февральской 19-процентной девальвации тенге, слабых фискальных прогнозов, хронических задержек добычи на Кашаганском месторождении, скромных перспектив для цен на сырьевые товары и низкого объема экспорта в Европу. Судя по официальным данным, картина относительно невеселая; последние производственные данные в июне показали 2.9%-ный спад год к году, в то время как рост ВВП в первом квартале составил всего 3.8%.

Правительство надеется, что перестановки придут в соответствие с планами по фискальному стимулированию. На протяжении следующих двух лет на это выделяется 1 трлн. тенге ($5.5 млрд.), это по большей части – нефтяные доходы из казахстанского национального фонда, которые направят на развитие частного сектора во все еще по большому счету государственной экономике.

Как бы то ни было, более насущный вопрос среди населения – повлияют ли перестановки на обязательство правительства по поддержанию курса тенге? Социальные сети кишат предположениями о том, что местная валюта может подвергнуться третьей девальвации начиная с 2009 года. Последняя, февральская девальвация особенно сильно ударила по вкладчикам, большинство из которых хранят свои средства в местной валюте. Многие за один день потеряли пятую часть своих сбережений.

Так как казахстанская экономика интегрирована и конкурирует с российской, возникает беспокойство по поводу 14%-ного снижения в обменном курсе USD/RUB за последние три месяца. Этот тренд усугубляется недавними санкциями Запада против России. Также снижается объем чистого экспорта из Казахстана – в основном из-за спада экспорта в Россию и Украину – в тот момент, когда инвалютные резервы страны составляют $27 млн., что предполагает низкий коэффициент резервного покрытия в краткосрочном плане, — полагает Боуринг.

Заметив беспокойство публики, центральный банк (Национальный банк Казахстана) начиная с 30 июля начал проводить интервенцию на рынке, что позволило обменному курсу достичь верхнего уровня коридора – 182.1 тенге за 1 доллар. После февральской девальвации Национальный банк установил валютный коридор между 182 и 188 тенге.

Тем не менее, по мнению эксперта FT, есть основания полагать, что опасения о дальнейшей девальвации – напрасны. В то время как объем абсолютных инвалютных резервов все еще намного ниже максимума в $37 млрд. в 2011 году, в начале года они начали восстанавливаться, и только в период между июнем и июлем выросли на $0.5 млрд. Кроме того, февральская девальвация была настолько радикальной, что некоторые считают, что курс из завышенного превратился в сравнительно заниженный.

Местные экономисты также отрицают возможность очередной девальвации. В недавнем интервью советник Национального банка заявил, что большой объем казахстанских тенге, циркулирующий в местной экономике, примерно 1.5 трлн. ($8 млрд.) обеспечивает значительный резервный запас для уровня резервов Национального банка. Он также считает, что нет оснований беспокоиться из-за недавних санкций, так как Казахстан укрепляет экономические связи с Европой, Китаем и Турцией, — пишет Боуринг.

Достаточно ли этого будет для спокойствия местных вкладчиков, покажет будущее. На данный момент многие из них настороженно относятся к заявлениям правительства, особенно после того, как власти незадолго до девальвации пообещали, что ее не будет. В этот раз, однако, и социальные, и политические ставки – намного выше, особенно в контексте грядущих президентских выборов в 2016 году, — заключает эксперт.


Статья носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой. Любые утверждения автора или посетителей сайта являются оценочными суждениями и выражают только их мнение, за которые администрация или владельцы сайта ответственности не несут.